МН: Кришнаитов начинают изгонять из правового поля

Пермский муфтий недоволен оправданием священной книги «Бхагават-Гита»
16 января 19:21 | Михаил Мошкин
После того, как суд не усмотрел признаков экстремизма в кришнаитском издании индуистского трактата «Бхагавад-гита», борьбу с нетрадиционной религией взяло на себя руководство одного из мусульманских объединений России. В понедельник, 16 января, глава исполкома Всероссийского муфтията Мухаммедгали Хузин призвал российские власти «не поддаваться ни на какие провокации и давление» извне, и «проявить принципиальную жесткость» к приверженцам Кришны. Последних муфтий обвинил в том числе в «раздаче еды, приготовленной на помоях, оставшихся после мытья языческих идолов».
Глава духовного управления мусульман Пермского края Мухаммедгали Хузин, который также занимает пост председателя идарата — исполкома Всероссийского муфтията, передал агентству Интерфакс-религия заявление. По мнению пермского муфтия, завершение судебного процесса об экстремизме в пользу кришнаитов связано с давлением, которое было оказано на российские власти извне.
Напомним, что накануне Нового года, 28 декабря, Ленинский районный суд Томска завершил дело, начатое прошлым летом по заявлению региональной прокуратуры и областного управления ФСБ, — прокурорские работники усмотрели признаки разжигания розни в книге «Бхагавад-гита как она есть», переводе священного индуистского текста с комментариями основателя современного кришнаизма Бхактиведанты Свами Прабхупады. Как уже отмечали «МН», накануне вердикта индийский МИД, посольство страны в России и высокопоставленные официальные лица, включая депутатов парламента и премьера Монмохана Сингха, действительно развили серьезную активность, убеждая российскую сторону прекратить скандальный процесс.
«Я полагаю, что российские власти должны проявить в этом вопросе принципиальную жесткость и не поддаваться ни на какие провокации и давление», — заявил муфтий Хузин, видимо, взявший на себя роль главного оппонента кришнаитов после «оправдания Бхагавад-гиты». «Россия вполне может обойтись без полуграмотных толкований на древние эпосы», — добавил глава исполкома Всероссийского муфтията. Впрочем, претензии у этой исламской структуры не только к кришнаитским толкованиям и переводу «Бхагавад-гиты» (хотя некоторые российские индологи действительно считают, что переложение этой части древнего эпоса «Махабхарата», выполненное Свами Прабхупадой в 1972 году, содержит искажения оригинального текста).
Кришнаитов во Всероссийском муфтияте обвиняют в том, что в 2004 году те «были пойманы за руку традиционными религиями России при попытке спровоцировать межрелигиозный конфликт путем раздачи идоложертвенной пищи под видом вегетарианской гуманитарной помощи». По версии муфтията, члены российского общества сознания Кришны, работавшие в гуманитарных миссиях на Северном Кавказе и в Абхазии, раздавали прасад — вегетарианскую пищу, которую, согласно индуистскому ритуалу, сначала «предлагают» божеству, а потом раздают как «символ божественной благодати». «Несмотря на неоднократные предупреждения, кришнаиты не прекратили эту провокационную практику и не промаркировали свой прасад предупреждениями, что он не пригоден в пищу мусульманам, христианам и иудеям. Я прекрасно понимаю возмущение мусульман Северного Кавказа», — говорится в заявлении Мухаммедгали Хузина. И одной этой «раздачи идоложертвенной еды», по мнению муфтия, достаточно «для устранения кришнаитов из правового поля нашей страны».
Это жесткое заявление, впрочем, нельзя воспринимать в качестве общей позиции российских правоверных, или хотя бы их большинства — так как структуры, которая объединяла бы всех мусульман России, в принципе не существует. «Первое, что я могу сказать, — к счастью, Мухаммедали Хузин к нам отношения не имеет», — сказала «МН» глава пресс-службы Совета муфтиев России Гульнур Газиева.
Как напомнила представитель Совета, сейчас в стране действуют четыре больших исламских объединения. «Это Совет муфтиев России с центром в Москве, Центральное духовное управление мусульман (чье руководство находится в Уфе), Координационный центр мусульман Северного Кавказа, и созданная совсем недавно, в декабре 2010 года, организация, назвавшая себя Всероссийским муфтиятом или Российской ассоциацией исламского согласия (РАИС)», — перечислила Гульнур Газиева. По ее словам, СМР «не имеет ничего против» этой новой структуры, в то время как лидеры РАИС, включая пермского муфтия Хузина, начали свою деятельность с обвинений в адрес главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдина.
Что же касается непосредственно заявления Мухаммедгали Хузина об «устранении кришнаитов из правового поля», то, как сказал «МН» глава международных программ СМР Рушан-хазрат Абясов, Совет муфтиев не считает возможным комментировать эти высказывания. С критическим выступлением Хузина не солидаризовались ни в Центральном духовном управлении мусульман, ни в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, хотя предполагаемый инцидент с раздачей «идоложертвенной еды» имел место на «подведомственной территории» последнего.
«На мой взгляд, эти заявления продиктованы не столько религиозными, сколько политическими причинами — точнее, трениями внутри мусульманской общины», — заметил в беседе с корреспондентом «МН» доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ, религиовед Борис Фаликов. По его словам, мусульмане всегда держались в стороне от критики новых религиозных движений — как правило, «антикультизмом» и борьбой с сектами занимаются люди, близкие к консервативным кругам РПЦ. «Но учитывая непростые отношения в полицентричной исламской общине, можно предположить, что одна из групп решила обратить внимание на себя, выступив в защиту интересов традиционных религий», — отмечает Фаликов.
Борис Фаликов — автор работ о нетрадиционных культах, и в том числе о кришнаизме, отмечает: действительно, последователей Прабхупады обвиняли в скрытой раздаче «идоложертвенного» прасада, хотя сами кришнаиты говорят о том, что никого не принуждают есть «пищу, предложенную Кришне». «В частности, такие подозрения высказывались в адрес благотворительного фонда «Пища жизни», чьи активисты работали в 90-е годы на Кавказе, — отмечает Фаликов. — Но, насколько мне известно, и в индуизме, и в неоиндуистских течениях (таких как современный кришнаизм) прасад раздают во время храмовых праздников, и лишь членам общины». Об этом же «МН» заявили и в московском центре «Общества сознания Кришны», добавив, что российский фонд «Пища жизни» — независимое НКО, не имеющее прямого отношения ни к одной из религиозных структур.

Прямая ссылка на материал: http://mn.ru/society_faith/20120116/309890929.html

Источник: http://moslem.ru/index.php?name=News&op=article&sid=604

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий