Татарин или башкир?

Это всё, что нужно знать о подоплёке взаимных облаиваний между Казанью и Уфой.

… «В Поволжье расположен Татарстан, довольно монолитное этно-национальное

образование, сохраняющее традиции политической самостоятельности и определенного

соперничества с Россией. Это наиболее уязвимый (с точки зрения сохранения целостности России) регион, так как национальное самосознание татар очень развито. Самым важным фактором, делающим проблему «татарского сепаратизма» все же второстепенной, является географическое месторасположение Татарстана в середине континентального пространства без морских границ или соседства с нерусским государством. Пока такая геополитическая ситуация сохраняется, это не представляет особой опасности для России. Но в любом случае историческая традиция татар требует повышенного внимания к этому региону и проведения такой политики Центра в отношении Казани, благодаря которой геополитическая система Татарстана была бы связана с чисто русскими регионами (возможно, не прилегающими территориально). При этом, напротив, интеграционным процессам с Башкирией, Удмуртией, Мордовией и Мари-Эл следует препятствовать. Кроме того, имеет смысл акцентировать территориальное деление Татарстана по культурно-этническим признакам, так как татары этнос составной и по расовым и по культурно-религиозным факторам. Имеет смысл также поощрять русскую миграцию в эту республику.

 Татары тюрки и мусульмане, а это делает их геополитической частью тюрко-исламского мира. В этом отношении Центр сталкивается с проблемой, которая представляет собой доминанту всей геополитики Юга (о чем пойдет речь в соответствующей главе). Совершенный отрыв Татарии от этой реальности невозможен ни путем ассимиляции, ни путем активной географической изоляции. Поэтому «татарский вопрос» входит как отдельная статья в более широкую проблему Россия и ислам. Общим знаменателем при решении всех аналогичных ситуаций является поиск геополитического баланса интересов «географической оси истории» и исламского мира. В этом отношении антиатлантизм является во всех без исключения случаях общим знаменателем, позволяющим основать долговременный планетарный альянс. В случае Татарстана следует особенно акцентировать естественный континентальный характер татарской нации, чья историческая судьба неразрывно связана с Евразией, а при отождествлении геополитики Евразии с геополитикой России в настоящих условиях, сознательный и добровольный союз является более глубоким императивом, нежели этно-конфессиональные различия. Шире, евразийская держава Россия основана на сочетании славянского и тюркского элементов, которые и дали собственно великоросский этнос, ставший осью «континентального государства», отождествившегося с heartland’ом. Поэтому и в дальнейшем эти два этноса славяне и тюрки (+ угры и монголы) остаются столпами евразийской геополитики. Их будущее в развитии политической и этнической интеграции, а поэтому акцентировка этнокультурных различий, и особенно стремление придать этим различиям политическую форму, противоречат логике исторической судьбы и русских и татар. Эта тема должна стать осью отношений Москвы и Казани, и не исключено, что для этого потребуется создание особого «геополитического лобби», выражающего интересы Евразии еще и политически (или метаполитически).

 Почти те же самые соображения применимы и к Башкирии, расположенной южней

Татарстана. В ней также проживает тюркский этнос, исповедующий ислам. Единственное отличие в том, что у башкир нет столь проявленной сепаратистской традиции и столь развитого национального самосознания, как у татар, которые были наиболее активным и «передовым» этносом во всем Поволжье. По этой причине татаро-башкирские связи никак не могут способствовать геополитической стабильности в этом секторе «внутреннего Востока» России, и Центр должен сделать все возможное, чтобы интегрировать Башкирию в южно-уральские регионы, заселенные русскими, и оторвать ее от ориентации на Казань. При этом имеет смысл акцентировать своеобразие сугубо башкирской культуры, ее уникальности, ее отличия от других тюркско-исламских форм. Укрепление геополитических связей Татарии с Башкирией предельно опасно для России, так как южная административная граница Башкирии пролегает недалеко от Северного Казахстана, который (при самом неудачном развитии геополитической ситуации) теоретически может стать плацдармом тюркско-исламского сепаратизма. В этом случае heartland’у грозит самое страшное быть разорванным тюркским (протурецким, т.е. проатлантическим) клином прямо посередине материкового пространства. В этом смысле, ориентация Татарии на юг, попытки интеграции с Башкирией, и даже сближение Башкирии с Оренбургской областью, являются крайне негативными тенденциями, которым континентальная политика Центра должна помешать любой ценой. Башкирии следует укреплять широтные связи с Куйбышевым и Челябинском, а меридианальные контакты с Казанью и Оренбургом следует, напротив, ослаблять».

Это – цитата из учебника для ВУЗов, автором которого является специалист по геополитике, философии и социологии Александр Гельевич Дугин, позиционирующий себя как евразиец. Год издания: 2000. ISBN: 5-8186-0004-1. Дисциплина: Политика.

Я скажу простые и банальные вещи. Не потому, что чего опасаюсь или даже боюсь. Просто не хочу лить воду в мельницу дугиных и ему подобных «архитекторов».

Много лет тому назад председатель Центрального духовного управления мусульман России (далее – ЦДУМ, прим. автора), верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин, вероятно, поддавшись красивым речам и идеям Гельевича стал носиться с ним с идеей создания некоей «Евразийской партии». Успели провести несколько совместных мероприятий, выпустить агитки и газеты. Как-то я приехал к нему с этим учебником и прочитал вышеприведенный отрывок. Муфтий-хазрат просто обомлел! Человек, который в начале 90-х годов открыто носился с идеей создания на базе Башкортостана и Татарстана государственного образования «Идель-Урал» в форме конфедерации, по иронии судьбы стал «создавать» «Евразийскую партию» с идеологом вражды башкир и татар!

А книгу мне пришлось привезти ему, потому как моим словам он не поверил! «Не может этого быть, он же ярый евразист»,- возражал он мне.

После этого разговора и знакомства с фундаментальным опусом господина Дугина участие ЦДУМ в проектах сомнительного свойства прекратилось моментально.

Я не кичусь и не хвастаюсь, просто буду говорить и фактах и событиях от первого лица. Будучи муфтием Пермского края на протяжении 16 лет мне пришлось и как духовному лидеру, и как представителю своей нации направлять и возглавлять определенные процессы в Прикамье. В том числе в национальной сфере. Что, вполне естественно, не нравилось и раздражало многих – «вождей» общественных национальных объединений, кураторов направления от властей и «служб», а также местных барончиков районного пошиба, типа бардымских.

Региональные власти старались всячески сузить наше поле. Официальное количество татар и башкир в регионе практически всегда «уменьшалось». Однако, когда во время очередной выборной кампании наши компьютерные гении в специальных программах обработали списки избирателей, то по ним только по городу Перми выходило более ста тысяч избирателей татарской и башкирской национальности. На минуточку, это более 10 процентов населения столицы региона. Власти действовали по принципу «нету тела – нету дела!». Потом им на помощь подоспела «оптимизация». Стали повально закрываться татарские школы в районах. Одним из первых закрыли татарскую школу в селе Казаево Кунгурского района. Ту школу, в которой когда-то учился Мулланур Вахитов. Детей начали возить в русскую школу в соседнее село.

В Березовском районе еще более печальная картина. В селе Батерики начали было строить среднюю школу, уже и крыша была у здания. А потом все бросили. Сколько копий было сломано – не счесть! И сюжеты по ТНВ делали, и делегации из Всемирного конгресса татар приезжали. Губер Басаргин (вероятно от слова «басарга», т.е. «талап, басып алырга») даже перевел здание в краевую собственность и включил в программу финансирования, чтобы достроить и сделать… психоневрологическим интернатом! На 250 мест! Т.е. татарам вместо школы — дурдом! Вот такое вот прекрасное отношение! https://properm.ru/news/society/139841/ — почитайте сами.

А что же местные лидеры татарских и башкирских общественных объединений? А, ничего! Региональные власти «назначили» туда безвольных чиновников, типа Пак, Гузаирова, Фарвазетдинова, которые смотрели им в рот или в руки, да пели дифирамбы «за помощь в организации одного сабантуя и одного концерта художественной самодеятельности» в год!

Мне даже не удалось спасти школьные библиотеки ликвидированных школ, которые я хотел перевезти в Пермь и открыть на своих площадях национальную библиотеку для всего населения.

Чашу моего терпения переполнили события в селе Бажуки Кунгурского района. На минуточку, в этом селе проживало 1100 человек, была старенькая школа 30-х годов постройки, деревянная. Был выполнен проект школы, совмещенный с детским садом, выделены первые средства из бюджета и ЛУКОЙЛа. И в один прекрасный момент местные власти проект отправили в архив, а деньги направили на ремонт и строительство дорог Кунгурского района. Школу решили закрыть и детей возить в село Карьево Ординского района. Жители Бажуков просто молодцы. Не стали быстро поднимать лапки к верху. С моим участием провели сход селян, оформили все протоколом, избрали инициативную группу, куда включили и меня. Используя свой административный ресурс стал водить бажуковцев по пермским кабинетам. Начали с министра Карпушина Н.Я. Говорили эмоционально! И он нас поддержал! Начали поднимать волну: пошли к депутату от округа Скриванову, спикеру Заксобрания Сухих. И дело сдвинулось! Отправленные «налево» 20 миллионов вернули в школу, вернули проект и начали строить. За 110 миллионов бюджетных и ЛУКОЙЛовских рублей построили новую школу с детским садом! Любо-дорого посмотреть! Зато, для некоторых я стал врагом. Это я потом понял. Они тогда уже затаили на меня злобу и отплатили злом.

Помню, завел речь с губернатором О.А. Чиркуновым. К слову, с ним одновременно было и легко, и сложно разговаривать. Надо было поймать тренд его мыслей, ибо он никогда не думал сегодняшним, и, даже, завтрашним днём. Его мысли и взгляды далеко опережали наши простые взоры.

— Олег Анатольевич, в Бажуках, — говорю – школу достраивают, а котельную заложили на каменном угле. Газ ведь совсем рядышком, подтянуть бы, глядишь и село потом газ обретет.

— Дураки, чё, — так запросто отвечает. Я аж опешил

Это так, о штрихах к вопросу татар и башкир.

Большим успехом для себя считал единство башкир и татар в Пермском крае. Татаро-башкирский общественный центр (ТБОЦ) удалось довести до уровня Региональной национально-культурной автономии татар и башкир Пермского края (РНКА), несмотря на самое ожесточенное сопротивление бардымской делегации во главе с замглавы района по прозвище Койрык (хвост). Ни имени, ни фамилии этого гениального прохвоста называть не хочу. Пермские всё равно узнают…

Потекло с Чернушки. Уважаемый мною товарищ, который очень много сделал как в общественном движении, так и при строительстве мечети внезапно «прозрел» и проснулся башкиром. Причем, так «проснулся», что стал смотреть на меня как будто я у него последнего жеребенка сожрал. Удивлению моему не было краев. И сейчас, по прошествии многих лет я питаю к этому человеку огромное уважение и почтение! Потому что, он не пустобрех и болтун, а реально много сделал добрых дел! А преходящие слабости – они у всех у нас есть и в немалых дозах…

На первом этапе выдвинуто обвинение в ущемлении башкир. «А в чём это выражается, да и не могу я ущемлять башкир – я сам из Башкирии»,- говорю. «Тогда почему пишете вначале татары, а только потом – башкиры», — на голубом глазу, да с такой смертельной обидой заявляет он. Чуть не рассмеялся. Еле сдержал и улыбку. Нет там никакой подоплеки, был ТБОЦ, вот и перенесли название. Там вообще было «татаро-башкирский общественный центр», а сейчас татар и башкир, как и вернее, написали, говорю ему. Тут же предложил его избрать первым заместителем РНКА и сделать ответственным за башкирскую фракцию. Не помогло. В конце концов, собрали всех, кто все эти годы оппонировал мне, и создали Курултай башкир Пермского края. Да, Бога ради! Флаг в руки и барабан на шею, как говорится. Это раньше, мы – жители Пермского края, башкиры и татары вместе дружной семьей ездили в Уфу и Казань одной делегацией. И в один момент все разрушили, что, конечно же, печально и обидно. Ведь в единстве наша сила, мы сильнее, когда нас больше и мы дружны.

Но это не появилось одномоментно. Я помню, как на одно из мероприятий приехали председатель Всемирного конгресса татар академик Индус Ризакович Тагиров и председатель Всемирного курултая башкир академик Нияз Абдулхакович Мажитов. Мною очень уважаемые и авторитетные люди. Долго беседовали за ужином после мероприятия. Оба говорят, нет такого народа татаро-башкиры! Ну, конечно, мы же в Перми дураки собрались и не понимаем этого. Я не выдержал и обратился к обоим авторитетным учёным и лидерам конгрессов башкир и татар. «Это вам из Казани и Уфы удобно облаивать друг друга. За вами государственные образования – республики Башкортостан и Татарстан, за вами президенты, парламенты, бюджеты и миллиарды госпрограмм по развитию народов. А у нас один сабантуй, да один фестиваль зимой в ДК им.Свердлова. На два мероприятия по 50 тысяч рублей финансирования. На этом вся национальная политика заканчивается. Для фасада выставляют Бардымский район – как там все хорошо и прекрасно: школы, клубы, газета, телевидение. Но, там проживают 25 тысяч населения, вместе с русскими. А весь остальной народ по районам и городам. Не можем мы считать, что у нас все хорошо. Не делите нас, не упрекайте нас. Помогайте, чем можете. Вы же ученые люди, придумайте, как это сделать», — говорю. Притихли. Индус абый тяжело вздохнул и говорит мне: «Муфтий-хазрат, вы умнее нас обоих оказались. Простите нас, если можете».

Башкиры и татары – две руки одного тела, два глаза на одной голове, два крыла птицы. Все переплетено. Все общее. В самые тяжкие годины испытаний как родные братья, как дети одной матери бросались на помощь друг к другу. Я лично знаю многие населенные пункты, жители которых приютили скрывающихся от преследований мулл, интеллигенцию, зажиточных крестьян. Которые, затем, платили благодарностью местным людям.

Да, мы говорим на разных языках. У нас еще больше диалектов. Но земли и страна наша одна. Она дана нам свыше, Всевышним Творцом и Создателем. И так хотелось бы всегда и от души запеть душевные песни на башкирском (что я и делаю с большим удовольствием), читать наших классиков (кстати, я вырос на романах Зайнап апай Биишевой – для меня большего авторитета в литературе нет и, скорее всего, не будет. Единожды прочитав еще в далеком детстве «Йемеш» я был потрясен до глубины души), с азартом сплясать татарские плясовые (что я тоже делаю с удовольствием, не лезгинку же мне плясать, право слово), быть в Уфе и в Казани и знать – что это мои столицы и любимые города…

Да, совсем забыл уточнить. Я – татарин из северо-востока Башкортостана…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий